Все для Joomla. Беспланые шаблоны и расширения.

На состоявшемся 19 апреля заседании Президиума Рослеспрофсоюза подведены итоги работы по направлениям деятельности в 2017 году.

Заседание провел Председатель Рослеспрофсоюза Денис ЖУРАВЛЕВ.

Традиционно основным вопросом, рассматриваемым на весеннем заседании Президиума, является выполнение федеральных отраслевых соглашений по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству в предыдущем году.

Для рассмотрения данного вопроса в заседании приняли участие социальные партнеры Рослеспрофсоюза: заместитель руководителя Рослесхоза Александр ПАНФИЛОВ, Председатель Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей целлюлозно-бумажной промышленности Юрий ЛАХТИКОВ, представитель Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Ася ПАЙЛЕВАНЯН.

В рамках обсуждения данного вопроса отмечено следующее.

При осуществлении контроля за выполнением условий Отраслевого соглашения по лесному хозяйству РФ на 2016 – 2019 годы в 2017 году организации Рослеспрофсоюза уделяли особое внимание выполнению условий п. 14 Соглашения, устанавливающего недопустимость снижения уровня реального содержания заработной платы и закрепляющего размер минимальной заработной платы работников не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. Для контроля за реализацией данного пункта Соглашения была создана совместная рабочая группа из представителей Рослеспрофсоюза и Федерального агентства лесного хозяйства; в течение года проводился мониторинг уровня заработной платы работников организаций лесного хозяйства.

Рослесхозом и Рослеспрофсоюзом 11.12.2017г. подписано Дополнительное соглашение к Отраслевому соглашению по лесному хозяйству РФ на 2016-2019 годы. Внесены изменения и дополнения в пункты 19 и 37.1 Отраслевого соглашения. В новой редакции п. 19 Соглашения предусмотрено обязательство работодателей включать в положения об оплате труда работников условия и порядок оказания материальной помощи. В новой редакции п. 37.1 соглашения расширено указание источников финансирования работодателями материальной помощи работникам: теперь материальная помощь может оказываться не только за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но и за счет иных источников, не запрещенных действующим законодательством. Дополнительное соглашение зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости 21.12.2017г. за №26/16-19.

В целях выполнения п. 14 Отраслевого соглашения 24 октября 2017 г. проведено совещание с начальниками территориальных органов Рослесхоза - департаментов лесного хозяйства по федеральным округам в форме видеоконференции, на котором обсуждалась ситуация с заработной платой работников лесного хозяйства в субъектах Российской Федерации. Рекомендовано аналитическую информацию об уровне заработной платы работников лесного хозяйства и протокольные решения видеоконференции использовать при подготовке рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по увеличению уровня заработной платы работников лесничеств в ходе защиты бюджетных проектировок на 2018 год.

По итогам 2017 года в целом по Российской Федерации средняя заработная плата работников лесного хозяйства с учетом всех категорий должностей составила 25,3 тыс. руб.

Федеральное агентство лесного хозяйства использует имеющиеся инструменты взаимодействия с субъектами РФ в целях обеспечения роста заработной платы работников организаций лесного хозяйства, подведомственных органам управления лесами субъектов РФ. Так, в Соглашениях о взаимодействии в области лесных отношений между Рослесхозом и субъектами РФ предусматривается пункт, обязующий субъекты РФ поддерживать уровень среднемесячной заработной платы работников лесничеств и лесопарков не ниже уровня среднемесячной заработной платы по субъекту РФ и не ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

Наилучшие показатели выполнения условий отраслевого соглашения отмечаются в организациях лесного хозяйства, подведомственных федеральным органам управления лесами.

В организациях лесного хозяйства, подведомственных органам управления лесам субъектов РФ отмечается невыполнение ряда условий федерального отраслевого соглашения.

Наибольшую обеспокоенность вызывает невыполнение условия п. 14 Отраслевого соглашения о размере заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в отношении работников отдельных профессий. Данное условие не выполняется работодателями организаций лесного хозяйства в следующих субъектах РФ:

1.         Алтайский край;

2.         Архангельская область;

3.         Республика Башкортостан;

4.         Брянская область;

5.         Владимирская область;

6.         Вологодская область;

7.         Иркутская область;

8.         Республика Кабардино-Балкария;

9.         Республика Карелия;

10.      Кировская область;

11.      Костромская область;

12.      Краснодарский край;

13.      Липецкая область;

14.      Республика Марий-Эл;

15.      Новосибирская область;

16.      Омская область;

17.      Пензенская область;

18.      Пермский край;

19.      Ростовская область;

20.      Свердловская область;

21.      Республика Северная Осетия – Алания;

22.      Ульяновская область;

23.      Челябинская область;

24.      Республика Саха (Якутия).

В некоторых из указанный субъектов РФ заработная плата работников отдельных профессий не превышает установленный на федеральном уровне МРОТ.

Отмечалось, что с вступлением в силу Федерального закона от 7 марта 2018 г. N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и установлением МРОТ с 1 мая 2018 года в сумме 11163 руб. в месяц, во многих регионах высококвалифицированный сотрудник, например, помощник лесничего, будет иметь заработную плату на уровне младшего обслуживающего персонала (уборщика производственных и служебных помещений). Данная ситуация требует пересмотра всей системы оплаты труда в организациях лесного хозяйства.

Таким образом, проблема заработной платы работников лесного хозяйства в субъектах РФ по-прежнему стоит очень остро. Учитывая реальное положение дел в бюджетной сфере как на федеральном, так и на региональном уровнях, возможностей для быстрого решения данной проблемы нет. Рослеспрофсоюз продолжит работу, направленную на повышение заработной платы лесников, в том числе, в рамках совместной с Рослесхозом рабочей группы.

В отдельных субъектах Российской Федерации возникают проблемы во взаимоотношениях организаций Рослеспрофсоюза с работодателями в рамках системы социального партнерства. В Архангельской области региональное Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса не признает Отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2016-2019 годы в качестве документа, который оно должно исполнять в подведомственных учреждениях. Проведенные 07.06.2017г. взаимные консультации между Министерством и Архангельской областной организацией Рослеспрофсоюза не повлияли на позицию Министерства. В результате в подведомственных Министерству организациях лесного хозяйства не выполняются условия п. 14 Отраслевого соглашения о размере заработной платы работников не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в регионе. Также не выполняются условия раздела «Социальные гарантии» Отраслевого соглашения.

В 2018 году многие руководители территориальных организаций Рослеспрофсоюза обращались в Центральный комитет с просьбой разъяснить, будут ли выделены дополнительные средства субъектам РФ на выравнивание заработной платы работников лесного хозяйства в связи с доведением с 1 мая МРОТ до размера прожиточного минимума. В настоящее время из резервного фонда регионам выделено 20 млрд. руб. на эти цели, готовится решение о выделении дополнительно 16 млрд. руб., общий объем дополнительного финансирования составит 36 млрд. руб.

 

По выполнению федеральных отраслевых соглашений по лесопромышленному комплексу и по организациям лесопромышленного комплекса отмечено, что большинство организаций отрасли выполняют условия соглашений. Но на отдельных предприятиях возникают проблемы.

Так, на отдельных предприятиях, по мнению Рослеспрофсоюза, формулировки пунктов коллективных договоров о пересмотре заработной платы не соответствуют условиям п. 1.1.5. Отраслевого соглашения по организациям лесопромышленного комплекса РФ на 2015-2017 годы и не направлены на реализацию государственной гарантии, предусмотренной ст. 130 ТК РФ – принятие работодателями мер по повышению уровня реального содержания заработной платы, в том числе, индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Так, в п. 5.1.5. Коллективного договора Филиала АО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске закреплена не индексация в связи с ростом потребительских цен, а пересмотр заработной платы (как в большую, так и в меньшую сторону) в связи с ростом производительности труда и с учетом финансово-экономического положения Филиала. Такая формулировка при снижении экономических показателей может препятствовать повышению уровня реального содержания заработной платы.

В Филиале ООО «Илим Тимбер» в г. Усть-Илимске действует «Положение о порядке обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы», принятое с учетом мнения иного представительного органа работников, поскольку первичная профсоюзная организация объединяет менее половины работников. Согласно Положению, индексация заработной платы производится при условии достижения обществом показателя общей рентабельности не менее 17%. Данный показатель общество не может достигнуть с 2008 года, соответственно, заработная плата в связи с ростом потребительских цен не индексируется. В обществе фиксируется рост средней заработной платы, но достигается он лишь за счет повышения интенсивности труда: сокращения численности работников, увеличения объемов производства и, соответственно, нагрузки на работников.

В ООО «ТМ Байкал» в г. Свирске (Иркутская область) отсутствует коллективный договор (ППО создана в 2017 году, численность составляет менее половины общей численности работников данного предприятия). Условие об индексации заработной платы в локальном нормативном акте сформулировано следующим образом: «С целью обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы и в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, по решению дирекции один раз в год (январь) работникам Общества может производиться индексация составных частей общего оклада - основной оклад и доплата за качество труда». Последующий пункт данного локального акта предусматривает возможность уменьшения составных частей общего оклада один раз в год (на начало календарного года), а также в единичных случаях - в течение календарного года. Подобные формулировки не позволяют в полной мере обеспечить реализацию государственной гарантии по повышению уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен.

В Вологодской области возникают проблемы с выполнением условий федеральных отраслевых соглашений и коллективных договоров на ряде предприятий, входящих в Группу компаний «Вологодские лесопромышленники». Полоностью выполняются условия соглашений и коллективных договоров в ЗАО «Вожега-Лес». В то же время в ООО «Верховажьелес», ООО «Харовсклеспром», ООО «Ломоватка-Лес» не в полной мере реализуется право работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законодательством формах, в том числе, и на участие в договорном регулировании трудовых отношений.

В Пензенской области в ЗАО «Фанерный завод «Власть труда» работодатель уклоняется от ведения переговоров по заключению коллективного договора, не реагирует на инициативы первичной профсоюзной организации о начале коллективных переговоров в соответствии со ст. 36 Трудового кодекса РФ. Нарушалось условие п. 10.6 Отраслевого соглашения по лесопромышленному комплексу РФ на 2015-2017 годы, п. 10.6 Отраслевого соглашения по организациям лесопромышленного комплекса РФ на 2015-2017 годы о перечислении членских профсоюзных взносов из заработной платы работников. Работодатель имеет задолженность по профсоюзным взносам перед профсоюзной организацией. Другие условия отраслевых соглашений работодателем выполнялись.

В отдельных организациях отмечено невыполнение условий п. 7.8 Отраслевого соглашения по организациям лесопромышленного комплекса РФ на 2015-2017 годы, п. 7.8 Отраслевого соглашения по лесопромышленному комплексу РФ на 2015-2017 годы. В филиале ООО «Сегежская упаковка» в г.Сальске Ростовской области специальная оценка условий труда в нарушение действующего законодательства и условий отраслевых соглашений проводилась в отсутствии представителя профсоюзной организации. Первичная профсоюзная организация была вынуждена инициировать повторное проведение СОУТ на ряде рабочих мест членов Рослеспрофсоюза. По результатам повторно проведенной спецоценки на всех рабочих местах установлен класс вредности 3.1. работники получили доплату к заработной плате в размере 4%, а машинисты трубочных машин приобрели право на льготное пенсионное обеспечение.

Отмечена активная работа по контролю за выполнением отраслевых соглашений по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству Российской Федерации следующих территориальных организаций Рослеспрофсоюза:

- Иркутской областной;

- Вологодской областной;

- Архангельской областной;

- Марийской республиканской.

Информация о проблемах с выполнением условий отраслевых соглашений отдельными работодателями будет доведена до всех социальных партнеров для принятия мер по устранению имеющихся нарушений.

Президиум также рассмотрел итоги правозащитной работы и коллективно-договорной кампании в Рослеспрофсоюзе в 2017 году.

По правозащитной работе: отмечено, что по-прежнему минимальное число организаций профсоюза имеют штатных правовых инспекторов труда либо иных юристов. Кроме того, организации Профсоюза используют и другие формы ведения правозащитной работы. Отдельные организации Профсоюза ведут правозащитную работу с привлечением сторонних юристов по гражданско-правовым договорам, что в условиях ограниченности профсоюзного бюджета позволяет решать задачи правозащитной работы без содержания штатного юриста. Как и прежде, многие территориальные организации Профсоюза, не имеющие ресурсов для самостоятельного ведения правозащитной работы в полном объеме, пользуются помощью правовых инспекторов и юридических служб территориальных объединений организаций профсоюзов. Также сохраняется практика договорных отношений с компаниями, оказывающими юридические услуги на платной основе.

Но, как и прежде, в большинстве организаций Рослеспрофсоюза основной объем правозащитной работы ведется силами председателей профсоюзных организаций и подготовленного профсоюзного актива.

Правозащитная работа в Рослеспрофсоюзе в 2017г. осуществлялась по следующим основным направлениям:

  • проведение проверок соблюдения работодателями трудовых прав работников (в т.ч. совместно с органами Федеральной инспекции труда и прокуратуры);
  • досудебное урегулирование трудовых конфликтов, в том числе правовая поддержка работы профсоюзных представителей в комиссиях по трудовым спорам, взаимодействие с работодателями по профилактике правонарушений, а также по добровольному устранению выявленных нарушений прав работников;
  • судебная защита, включая представительство в судах, помощь в составлении документов;
  • консультационная и разъяснительная деятельность, в том числе выезды специалистов территориальных организаций Рослеспрофсоюза и ТООП в первичные профсоюзные организации для проведения юридических консультаций для работников, оказания правовой помощи;
  • правовая поддержка действий организаций Рослеспрофсоюза в рамках социального партнерства (в т.ч. экспертиза и подготовка проектов коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов, подготовка правового обоснования профсоюзных предложений в коллективные договоры и соглашения, подготовка мотивированного мнения профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ, правовое обоснование позиции профсоюза в рамках работы трехсторонних комиссий а также в спорах с работодателями);
  • экспертиза проектов нормативных правовых актов;
  • юридическая помощь работникам и ветеранам в реализации пенсионных прав, присвоении почетных званий и подтверждении награждения теми или иными наградами.

В 2017 году организации профсоюза продолжили работу по контролю за соблюдением работодателями действующего законодательства, условий коллективных договоров и соглашений. При этом число проведенных проверок работодателей в 2017 году снизилось (242 против 261 в 2016г.), как и число комплексных проверок по всем вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (118 против 120 в 2016 г.). Существенно снизилось число выявленных нарушений трудовых прав работников (419 против 892 в 2015 г.). При этом 358 нарушений, выявленных в ходе проверок, были устранены.

Среди наиболее часто допускаемых работодателями нарушений отмечаются:

  • нарушения сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работникам (в т.ч. оплаты отпусков, выплат при увольнении), а также невыплата денежной компенсации, предусмотренной для таких случаев ст. 236 ТК РФ;
  • нарушения требований ст. 57 ТК РФ к содержанию трудового договора (не включаются обязательные условия);
  • нарушения в области обеспечения работников за счет средств работодателя специальной одеждой, обувью и другими СИЗ;
  • в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – нарушение условий оплаты работникам проезда к месту использования отпуска и обратно;
  • удержание НДФЛ с выплат, произведенных в пользу работников в соответствии с коллективными договорами;
  • нарушения процедуры увольнения работников в связи с сокращением численности и (или) штата, ликвидацией организации;
  • нарушения порядка учета мнения выборного органа ППО, а также другие нарушения при принятии локальных нормативных актов;
  • незаконные наложения дисциплинарных взысканий;
  • невыполнение условий коллективных договоров, соглашений, а также невключение в коллективный договор обязательных условий, вытекающих из действующего законодательства и отраслевых соглашений, таких, как порядок индексации заработной платы и др.;
  • неперечисление (несвоевременное перечисление) работодателями членских профсоюзных взносов из заработной платы работников на счета профсоюзных организаций;
  • несоблюдение порядка ознакомления работников с ПВТР и иными локальными нормативными актами, коллективным договором при приеме на работу;
  • нарушения правил ведения трудовых книжек;
  • нарушение требований ТК РФ к установлению графиков сменности, графиков отпусков.

Также отмечались случаи нарушения положений ТК РФ об оплате сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни.

По мнению Президиума, эффективность правозащитной работы Рослеспрофсоюза может быть повышена при условии своевременного реагирования представителей первичных профсоюзных организаций на возникающие нарушения трудовых прав работников и конфликты. Поскольку с течением времени конфликтная ситуация развивается, стороны конфликта совершают юридически значимые действия. И, если эти действия со стороны работника ошибочны, то во многих случаях при запоздалой реакции на уровне ППО невозможно предотвратить неблагоприятные для работника последствия. Подобные ситуации достаточно часто встречаются в практике организаций Рослеспрофсоюза.

Отмечалось, что в случаях предъявления претензий работникам со стороны работодателя относительно выполнения трудовых обязанностей и последующего разрешения вопроса о привлечении работника к дисциплинарной ответственности большое значение имеет правильное составление работником объяснительной записки по запросу работодателя. Во многих случаях работники необдуманно без достаточных оснований составляют объяснительную записку (в том числе, под давлением работодателя) и признают свою вину. Поэтому помощь работникам в составлении объяснительных записок и разъяснение юридической значимости этого действия имеет большое значение и помогает защитить работников от необоснованных взысканий.

ЦК профсоюза продолжит оказывать необходимую помощь организациям профсоюза в вопросах правозащитной работы, в правовом обучении профсоюзного актива.

Что касается итогов коллективно-договорной кампании 2017 года, то по представленным территориальными организациями Профсоюза сведениям (форма КДК-2), в 1008 первичных профсоюзных организациях, указанных в отчетах, действуют 852 коллективных договора, что на 2 больше, чем в 2016 году. При этом сохраняется практика заключения единого коллективного договора, распространяющегося на несколько организаций, что характерно, прежде всего, для органов управления лесами и подведомственных им организаций.

В 2017 году несколько снизилось число первичных профсоюзных организаций, где не заключен коллективный договор и на которые не распространяется действие других коллективных договоров – 135 (в 2016г. – 160), большинство таких организаций – 101 – находятся в ведении государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Как и прежде, в большинстве случаев это происходит по причине недостаточной численности членов профсоюза в первичной профсоюзной организации (менее половины от общего числа работников) и отсутствия полномочий в одностороннем порядке инициировать коллективные переговоры. В результате работодатели в таких организациях имеют возможность в одностороннем порядке оперативно изменять условия оплаты труда и другие условия, закрепленные в локальных нормативных актах и непосредственно влияющие на социально-экономическое положение трудящихся.

В то же время в отдельных первичных профсоюзных организациях Рослеспрофсоюза сохраняется практика заключения коллективных договоров от имени работников первичными профсоюзными организациями, объединяющими менее половины работников организации, с предварительным получением полномочий на ведение коллективных переговоров от общего собрания (конференции) работников.

Непосредственно в 2017 году организациями Рослеспрофсоюза заключены 177 коллективных договоров. Также сохраняют свое действие 500 коллективных договоров, заключенные в предыдущие годы. На новый срок в 2017 году пролонгированы 175 коллективных договоров, срок действия которых истекал.

Условия действующих коллективных договоров распространяются на 153474 работников лесных отраслей, в том числе на 79757 членов Рослеспрофсоюза. При этом численность работающих членов Рослеспрофсоюза, на которых распространяется действие коллективных договоров, по итогам 2017 года снизилось на 427 чел., что может объясняться снижением общей численности работающих членов Рослеспрофсоюза в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Это обусловлено общим сокращением численности работающих в организациях лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства, а также с прекращением деятельности и ликвидацией ряда первичных профсоюзных организаций.

В 2017 году несколько снизилось число коллективных договоров, в которых зафиксирована минимальная заработная плата на уровне не ниже регионального прожиточного минимума трудоспособного населения (528 против 556 в 2016г.). Несмотря на принятие Федерального закона от 07.03.2018 г. № 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", в соответствии с которым с 1 мая 2018 года МРОТ устанавливается в сумме 11163 руб., необходимо по-прежнему уделять внимание включению в коллективные договоры условий о размере минимальной заработной платы не ниже регионального прожиточного минимума трудоспособного населения, который в ряде регионов превышает указанную сумму.

 В 2017 году снизилось количество коллективных договоров, в которых установлен порядок индексации заработной платы (393 против 430 в 2016 году). Это имеет большое значение, поскольку в отраслевых соглашениях предусмотрены лишь общие условия об индексации заработной платы, которые не могут быть применены без их более подробной регламентации в коллективных договорах организаций.

Центральный комитет и территориальные организации Рослеспрофсоюза оказывали практическую помощь первичным профсоюзным организациям в подготовке проектов коллективных договоров и ведении переговоров по их заключению. Представители территориальных организаций Рослеспрофсоюза во многих субъектах РФ лично принимали участие в коллективных переговорах, проводимых первичными профсоюзными организациями.

 В 2017 году Рослеспрофсоюз заключил на новый срок (2018-2020 годы) Отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу Российской Федерации (сторона работодателей – Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России) и Отраслевое соглашение по организациям лесопромышленного комплекса Российской Федерации (сторона работодателей – РАО «Бумпром» и Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России). Указанные Соглашения будут действовать до 2021 года. В ходе коллективных переговоров Рослеспрофсоюзу удалось добиться сохранения всех гарантий и льгот, предусмотренных предыдущими Соглашениями, а также включить ряд дополнительных условий.

Так, в разделах Соглашений, регулирующих режим рабочего времени и времени отдыха, появилось условие о том, что подсчет нормы рабочих часов при суммированном учете рабочего времени осуществляется в соответствии с разъяснениями Федеральной службы по труду и занятости (письмо от 01.03.2010г. № 550-6-1), согласно которым при подсчете нормы рабочих часов, которые необходимо отработать в учетном периоде, из этого периода исключается время, в течение которого работник освобождался от исполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы (в частности, ежегодный отпуск, учебный отпуск, отпуск без сохранения заработной платы, временная нетрудоспособность, период выполнения государственных, общественных обязанностей). Норма рабочего времени в этих случаях должна уменьшаться на количество часов такого отсутствия, приходящихся на рабочее время.

В ходе контроля за выполнением условий федеральных отраслевых соглашений в 2017 году было установлено, что не все работодатели корректно осуществляют подсчет нормы рабочих часов, в результате по итогам учетного периода работники теряют в оплате за сверхурочную работу. Включение новых условий в Соглашения направлено на урегулирование подобных ситуаций.

Кроме того, в соглашениях появились новые гарантии профсоюзной деятельности. Предусмотрена возможность заключения отдельных соглашений между работодателями и ППО о дополнительных гарантиях только для членов Рослеспрофсоюза за счет прибыли работодателей. Также работодатели приняли на себя обязательство содействовать работе профсоюзных касс взаимопомощи, - осуществлять через свою бухгалтерию удержания из заработной платы работников взносов в кассу взаимопомощи и бесплатно перечислять эти средства на счет ППО в порядке, предусмотренном коллективным договором.

Вновь заключенные Соглашения прошли регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости.

В настоящее время Рослеспрофсоюз совместно с социальными партнерами направил в адрес Министра труда России предложение распространить условия соглашений на всех работодателей лесопромышленного комплекса России в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса РФ. В ближайшее время ожидается издание и официальное опубликование предложения Министра труда о распространении отраслевых соглашений. В этой связи территориальным организациям Рослеспрофсоюза, первичным профсоюзным организациям в период проведения процедуры распространения ОС на работодателей, не участвовавших в их заключении необходимо усилить контроль за присоединением работодателей к соглашениям, своевременно отклонять предложения работодателей отказаться от присоединения к соглашениям.

Также отмечалось, что руководство отдельных предприятий пытается под различными предлогами уклоняться от ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров. В соответствии с действующим законодательством первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников, вправе проявить инициативу о начале коллективных переговоров и направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров. Работодатель обязан вступить в коллективные переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения предложения, направив инициатору переговоров ответ с указанием представителей работодателя и их полномочий (ч. 2 ст. 36 ТК РФ). Отсутствие реакции работодателя на предложение о начале коллективных переговоров расценивается как уклонение от участия в коллективных переговорах и влечет административную ответственность по ст. 5.28.КоАП РФ. В подобных ситуациях организациям Рослеспрофсоюза необходимо своевременно обращаться в органы государственной инспекции труда для привлечения представителей работодателей к административной ответственности.

Еще один вопрос, рассмотренный на заседании Президиума, касался внедрения в Рослеспрофсоюзе электронных систем профсоюзного учета. В условиях нарастающей цифровизации экономики, развития автоматизации различных процессов, данная тема является крайне актуальной.

Постановлением III Пленума Центрального комитета Рослеспрофсоюза от 16.11.2017 года «Об информационной работе в Профсоюзе» аппарату ЦК Профсоюза поручено проработать вопрос внедрения в Профсоюзе CRM-системы для ведения электронного учета членов Профсоюза, электронного документооборота, обратной связи с профсоюзными организациями и членами Профсоюза.

Электронные CRM-системы (CRM – Customer Relationship Management - прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов. Системы могут применяться не только в бизнесе, но и в других направлениях деятельности, в том числе, и в работе профсоюзов и других общественных организаций. Адаптированные под задачи профсоюзов CRM-системы представляют собой мощный инструмент организации профсоюзного учета, взаимодействия с членами Профсоюза, доведения информации, документооборота и выполнения других задач, включая безналичное перечисление членских профсоюзных взносов минуя бухгалтерию работодателя.

Использование в профсоюзной работе CRM-систем позволяет существенно повысить оперативность работы, увеличить степень устойчивости профсоюзных организаций и степень их независимости от работодателей и их ресурсов.

По итогам рассмотрения данного вопроса принято решение запустить процесс внедрения таких информационных систем в организациях Рослеспрофсоюза. Соответствующая информация в ближайшее время поступит в территориальные и первичные профсоюзные организации.

Помимо перечисленных вопросов, Президиум Рослеспрофсоюза обсудил доклад председателя Контрольно-ревизионной комиссии Татьяны ИСАЕВОЙ по итогам ревизии финансово-хозяйственной деятельности ЦК Профсоюза в 2017 году; утвердил финансовую отчетность и исполнение сметы профсоюзного бюджета за 2017 год.

Также приняты решения по участию Рослеспрофсоюза и его организаций в первомайской акции; назначены профсоюзные стипендии обучающимся в отраслевых образовательных учреждениях за активную профсоюзную деятельность.

Следующее заседание Президиума будет выездным и состоится в Архангельской области 30 мая 2017 года. Данное заседание будет посвящено анализу статистической отчетности и динамики профсоюзного членства по итогам 2017 года, выработке дальнейших мер по организационному укреплению Рослеспрофсоюза.

* * *